Основы восприятия произведений архитектуры…

Системы решетки с восходящими и нисходящими раскосами

Сопоставляя ряд систем решетки с восходящими и нисходящими по отноше­нию к середине фермы раскосами, мы замечаем, что схемы с нисходящими раско­сами воспринимаются нами как более спокойные, в то время как восходящие рас­косы придают решетке вид более активный Благодаря преобладанию движения вверх, решетка с восходящими раскосами как бы более «энергично» несет нагрузку. Считаясь с этой закономерностью восприятия, мы должны производить выбор того или иного «выражения», той или иной «интонации» формы решетки, исходя из требований композиции всего сооружения, в зависимости от того, нужно ли нам выразить идею спокойной, но упорной работы, или же идею бодрого, актив­ного противодействия нагрузке. Еще проф.

Линтон (Стокгольм) в докладе на Венском конгрессе по мосто­строению и гражданскому строительству отмечал, что каждый вид решетки имеет свою «физиономию». Принципы образования формы решетчатых конструкций, которые предложил Линтон, изложены им в приводимых здесь рисунках 119—121. Впечатление, получаемое в данных случаях, связано с характером движения взора по формам; с каждым видом движения, в свою очередь, связываются те или иные ассоциации, в зависимости от того, преобладает ли движение горизонталь­ное или нисходящее, опускающееся, или же движение, взлетающее вверх, стре­мящееся к вертикали.

По той же причине лежачий прямоугольник вызывает у нас ощущения при­земистости, пассивной успокоенности, а стоячий прямоугольник тех же размеров покажется нам движущимся в высоту, создающим впечатление бодрой активно Вполне определенные чувства освобождения вызывают в нас формы раскры­вающиеся, развертывающиеся. Наоборот, сужение формы неизбежно вызывает ощущение стесненности https://vkak.ru/chlen.php. Комбинируя раскрытие или сужение формы с движением вверх, мы получим более" сложные оттенки ощущений.
Исследования подземных сооружений